АНТИЧНОСТЬ
ОБЗОР
Возниковение.
Колыбель
западной философии - греческие
колонии на побережье Средиземного моря:
в Ионии (Малая Азия) и в Южной Италии.
Процветавшая там торговля со всем
известным тогда миром доставляет греческим
городам-колониям не только благосостояние,
но и познания других народов в математике,
астрономии, географии, хронологии (календарь),
чеканке монеты, пользовании бумагой (папирусом).
Знакомство
с другими культурами возбуждает
любознательность и расширяет духовный
горизонт греков. Для этой эпохи характерны
начало перехода от господства родовой
знати к иным политическим формам жизни (тирании,
демократии) и связанные с ним кризисные
внутриполитические явления. В это время
духовной переориентации происходит
поворот, охарактеризованный ключевыми
словами "от мифа к логосу" (В. Нестле).
Объяснение действительности, связанное с
образами антропоморфных божеств, сменяется
отныне поисками естественных
рациональных принципов, способных
истолковать миропорядок и место в нем
человека.
Однако
этот переход не был внезапным, и
мифологическое мышление, особенно у
досократиков и даже у Платона, еще
проглядывает во многих местах.
Важнейшие
основные черты античной философии:
- попытки разрешения проблемы
первоначала (архе) и первопринципа (логос)
мира и в связи с этим поиски его единой
основы;
- темы,
связанные с понятием "алетейя" (истина
как несокровенное): бытие,
истина, истинное познание;
- интерес
к природе человека и его нравственному
предназначению: устройство души, благо (агатон) и добродетель
(арете). В индивидуальной этике - проблема
достижения эвдемонии (блаженства).
Периодизация
Досократики: натурфилософия
милетской школы, пифагорейцы, элеаты,
Гераклит, младшие натурфилософы и атомисты.
Софистов тоже, как правило, относят к
досократикам. Но в сферу их интересов
входят человек и общество.
Классика: творчество Сократа, его
ученика Платона и ученика последнего -
Аристотеля. Центром философии становятся
Афины. Сократ, чье учение возникло на фоне
софистики, считается основателем
автономной этики, и его мысль целиком
сосредоточена на решении ее основного
вопроса. Он, по словам Цицерона,
Наконец, поздняя
стоя развивалась в римскую эпоху (Сенека,
Эпиктет и император Марк Аврелий).
Основатель
второй школы эллинистической философии -
Эпикур, идеи которого можно найти в
произведениях римских поэтов Лукреция и
Горация. Другие направления философии в эту
эпоху - скептицизм, подвергающий
радикальному сомнению всю философию как
систему (Пиррон из Элиды), и эклектицизм,
соединяющий разнородные философские
учения (Цицерон).
Наибольшим
влиянием пользуются школа академиков,
основанная Платоном.
И школа перипатетиков, основанная
Аристотелем.
В
неоплатонизме античная философия
переживает новый расцвет (Плотин). Наконец,
Боэций обобщает античную традицию и
передает ее средневековью.
Сформировавшуюся уже в позднеантичную
эпоху христианскую философию (Августин и
патристика) обычно относят к средним векам.
Западное
мышление было на века вперед отчеканено
греками. История развития духа отражает
выработанные ими постановки вопросов и
мыслительные модели.