РЕНЕСАНС

ОБЗОР

Ренессанс (франц. Возрождение) - переходная эпоха: уходящая традиция средневековья сталкивается в нем с зачатками Нового времени. В эпоху Ренессанса не строятся великие философские системы - это время экспериментирующей, пробующей разные возможности переориентации. Новый философский склад ума следует рассматривать на фоне культурно-исторических преобразований, с точки зрения которых Ренессанс можно называть также эпохой изобретений и открытий. Усовершенствование техники мореплавания (компас) привело к великим географическим открытиям (Колумв, вас-ко да гама), следствием которых стала европейская экспансия и соответствующее расширение знаний о дальних странах и чужих народах.  коперник создает  гелиоцентрическую  картину мира. Изобретение гутенбергом книгопечатания с наборными литерами позволяет в невиданных количествах и с небывалой скоростью распространять идеи по всему миру. Л.Б. альберти открывает принцип перспективы в живописи. Развитие торговли и денежной экономики, как и усовершенствование военной техники, подорвавшее позиции рыцарства, ведут к социальным преобразованиям.

Если миру средневековья с его иерархией сословий и господством церкви была свойственна замкнутость, теперь происходит прорыв к динамичному обществу.

Духовное движение гуманизма, у истоков которого стояли петрарка и боккаччо, пылает отвращением к традиции закосневшей схоластики. Средневековое мышление кажется гуманистам увязшим в теологическом и логическом крючкотворстве, и потому они требуют возрождения человека на почве античного духа. Это движение, преимущественно развивавшееся в сфере литературы, зарождается в Италии XIV в. и затем распространяется по всей Европе. Его философски значимые представители:

Ф. петрарка, К. салутати, Л.Б. альберти, Л. балла в Италии, эразм роттердамский в Нидерландах, Т. мор в Англии и мишель монтень во Франции. В центре гуманистических интересов стоит человек и связанные с ним темы пpu-роды, истории и языка.

Само слово "гуманизм", которым названо все это духовное течение, происходит из латинского выражения studio hu-manitatis ("изучение человеческой природы"), ориентированного на античное понимание humanitas. При этом studia humanitatis предполагают прежде всего всеобъемлющую духовную и художественную образованность, как она представлена в задающем образец итальянском выражении  иото universale  - всеобъемлющий человек, степень образо-

ванности которого есть одновременно и мера морального совершенства. Для итальянской философии Ренессанса особенно характерно новое открытие платона и плотина, знания о которых принес в Италию греческий ученый пле-тон, а интерес поощрялся заново основанной во Флоренции Козимо медичи платоновской Академией (1459). Ведущие представители ренессансного платонизма - марсилио Фичино и Пико делла Ми-рандола.

Благодаря переводам и сочинениям Фичино знание платона распространяется по всей Европе. Философия Фичино тяготеет прежде всего к неоплатоническому учению об эманации с его выдвижением понятия прекрасного. В эту эпоху обновляется и аристотелизм с центром в Падуе.

К его представителям принадлежат пьет-

РО ПОМПОНАЦЦИ  И  ДЖАКОПО ДЗАБЛРЕЛЛА.

Свой расцвет переживает и натурфилософия.

Наряду с джордано бруно наиболее универсальными мыслителями эпохи следует назвать Б. телезио, Ф. патрици и Т. кампланеллу.

Одно из самых значительных достижений Ренессанса состоит в разработке основ современного  естествознания  на  базе нового понимания науки и ее методов. Для И. кеплера и Г. галилея наука занимается квантитативными, т.е. прсд-ставимыми в численном виде соотношениями, а традиционная постановка вопроса  о  сущности  отодвигается  в сторону.

Ф. Бэкон считает, что прогресс цивилизации основан на развитии науки и техники на службе благоденствию человека. Центральную роль в новых философских теориях государства и права, представленных Ж. боденом, Г. гроцием и И. Альту-зием, играют понятия естественного права, договора с правителями и суверенности. Занимая особую позицию, Н. макиавелли указывает на фактический разрыв между моралью и политикой.

Реформация, начатая мартином лютером, означала духовный переворот, затронувший наконец и христианскую церковь. Обмирщвленное поведение пап и их чрезмерные претензии на власть, недостаточное теологическое образование низшего духовенства, разлад церковной жизни и общий упадок нравов стали поводами для требований обновления. Последствиями Реформации были глубокие изменения в духовно-религиозной сфере, в политической карте Европы и в социально-экономической структуре общества. Сильное влияние Реформации сказывается и на основанном в Швейцарии ульри-хом Цвингли и жаном кальвином течении (учение о предопределении; ригористическая трудовая этика).

Естествознание; Френсис Бэкон  

Одно из значительных достижений раннего периода Нового времени - выработка нового понимания науки, основанного на естественнонаучном подходе к методам. Единственными надежными опорами познания являются разум и опыт.

"В естественных науках, выводы которых истинны и необходимы, 1000 де-мосфенов и 1000 аристотелей не смогут вопреки фактам сделать истиной то, что ложно" (галилей).

Эмансипация от традиционных авторитетов, в особенности от натурфилософии аристотеля, и развитие количественно ориентированных методов радикально изменяют картину космоса и природы.

Николая Коперника (1473 - 1543) можно считать символической фигурой поворота, совершенного новой эпохой. В своем основном труде "De revolutionibus orbium coelestium" ("О вращении небесных сфер") он выдвигает гелиоцентрическую картину мира с Солнцем как центральным светилом, вокруг которого движется Земля, вместо господствовавшей со II в. н.э. пто-лемеевской геоцентрической с Землей как неподвижным средоточием Вселенной. Это был важный шаг, знаменовавший собой прорыв от замкнутой средневековой к открытой динамической модели мира.

Иоганн Кеплер (1571  - 1630) развивает дальше метод квантитативного познания природы.

Найденные им на основе точных вычислений законы движения планет внесли коррективы в неверные предпосылки коперника, напр., в его представление об орбитах планет (в силу того, что он исходил из античного представления о круге как идеальной фигуре). Его крупное достижение - установление связи между математическими и динамическими (физическими) закономерностями в астрономии.

Галилео Галилей (1564 - 1642) прославился открытием законов движения и свободного падения тел, а также своим выступлением в поддержку учения Коперника. Для него действительность существенно определена числовыми соотношениями. К объективному познанию приходит лишь тот, кто умеет читать математические знаки и понимать их законы.

"Книга природы написана на языке математики, буквы которого - треугольники, круги и другие геометрические фигуры". В научном познании на равных правах участвуют разум и наблюдение. Для его метода характерны:

разложение предмета наблюдения на простые элементы (анализ явлений), построение гипотез, проверка на основе эксперимента (в том числе мысленного), дедуктивный вывод следствий, математическая формулировка законов природы.

Главное в понимании науки в Новое время - замена понятия сущность понятием функция. Ориентация на числовое представление предметов, описание их закономерных взаимосвязей и отведение определению сущности второстепенной роли способствовали прогрессу естествознания.

Для Френсиса Бэкона (1561  - 1626) целью науки является установление господства над природой на благо общества. Знание есть сила. Поэтому Бэкон видит свою задачу в систематическом обосновании и изложении всех наук.

Их классификация соответствует разделению человеческих способностей на:

-  память (memoria): история;

-  воображение (phantasia): поэзия;

-  разум (ratio): философия. Высочайшая из наук - prima philosophic (первая философия), предмет которой - общие основы всех наук.

Чтобы получить истинное представление о природе вещей, человек должен прежде всего избавиться от всех предрассудков, препятствующих объективному познанию. Познание есть реальное отражение природы, свободное от фальсифицированных представлений. Эти предрассудки Бэкон называет идолами (призраками), 4 вида которых он приводит в своем "Новом Органоне" ("Novum Organum"):

-  idola tribus: идолы рода. Они коренятся в человеческой природе, поскольку разум и чувства постигают действительность только по человеческим меркам. Разум - кривое зеркало, склонное смешивать свою природу с природой вещей, тем самым искажая их;

-  idola specus: идолы пещеры. Они заключены в самом индивиде и возникают из его задатков, воспитания, привычек, склонностей;

-  idola /or/: идолы площади. Сам язык приводит нас к заблуждениям, поскольку придает вещам ложные значения. Слова занимают место вещей. Поэтому рождаются бесконечные словопрения об именах;

-  idola theatri: идолы театра. Это заблуждения, которые передаются догмами философских школ путем применения неправильных методов доказательства и необоснованного построения теорий.

Правильным же методом достижения истинного познания и устранения призраков является индукция.

Этот методически-экспериментальный прием начинается с собирания и сравнения наблюдений, а затем в ходе последовательных обобщений постигает всеобщие формы природы. При этом индукция не исходит из случайных моментов опыта, а планомерно работает с приведенными в порядок восприятиями (таблицы) и целенаправленными экспериментами.

Гуманизм  

Основателем гуманизма (см. с. 93) считают франческо петрарку (1304 - 74). К новому открытию античной философии и литературы у него ведет прежде всего неприятие средневекового закосневшего университетского образования. Произведения классической античности он считает образцовыми по содержанию и по форме. Гуманизм носил преимущественно литературный характер, отличаясь преклонением перед античным красноречием. Поэтому сфера языка (грамматика, риторика, диалектика) становится главным предметом гуманистического мышления, воодушевленного к тому же усилиями филологов по переизданию античных текстов. В "Диалектических опровержениях" Ло-ренцо баллы (1407-57) - исследовании, посвященном понятию, предложению и логическим умозаключениям, рассматривается, как логика выводится из языка и получает от него импульсы. С этим связана критика схоластики: она вводит в заблуждение своими абсурдными словообразованиями, которым не соответствует никакая реальность. Отсюда призыв вернуться к самим вещам и постичь, как взаимодействуют слово и предмет. Но главным предметом философии должен быть человек, исторические и политические условия его жизни, свободная реализация его творческих сил.

Отсюда выражение "гуманизм" как изучение человеческой природы (studia humanitatis).

Идеал гуманистов - иото universale, стоящий над сословными границами, всесторонне развитый человек, исполняющий свое предназначение как существо, способное учиться, расширять свои знания.

С этим связана и нравственная позиция, ориентированная на идеал античного человека: она проявляется в добродетелях умеренности, справедливости, эстетического мировосприятия, гармонии с природой, причем в буржуазном обществе особую роль играли и социальные добродетели. Виднейший представитель гуманизма в Северной Европе - Эразм Роттердамский (1469 - 1536). Он пытался связать христианскую философию с античным представлением о человеке.

Главные свойства жизни - многообразие и противоречивость, поэтому нужна человеческая мудрость, которая объединит противоположности, ничего не исключая.

В области же религии такая открытость, идущая рука об руку с идеей гуманистически образованного, космополитического христианства, требует терпимое/пи. В своем сатирическом сочинении "Похвала глупости" эразм убедительно критикует коренные пороки людей и эпохи.

Благодаря критико-филологической искушенности в эразме растет сознание независимости разума от любого авторитета.

Поэтому и в вопросах веры каждый остается наедине со своей совестью, и несет ответственность лишь перед ней. Хотя многие его идеи несли на себе печать Реформации, позже он отстранился от нее, что особенно ярко проявилось в споре с лютером но вопросу о свободе воли, которую эразм энергично отстаивал. Дружески относившийся к нему томас мор (1478 - 1535) известен главным образом благодаря своей книге "Утопия", где изложен проект идеального государства, построенного на религиозной терпимости, всеобщей эвдемонии и отмене частной собственности.

Иное, чем в итальянском Ренессансе, направление гуманизм принял у наиболее значительного представителя французского гуманизма

Мишеля Монтеня (1533-92). Он заложил его основы в своих "Опытах", создав литературный жанр, отмеченный свободной, субъективной формой.н Девиз монтеня "Оие sais-je"? ("А что я знаю? ") характерен для его скептического исходного пункта. Постоянно становящийся мир расколот на множество фрагментов, и разум остается в дураках, веря в то, что в состоянии познать нечто неизменное, вечное:

"В конечном счете, вообще нет никакого неизменного бытия, ни в нас самих, ни в природе вещей. И мы сами со своими суждениями, и все смертные вещи непрестанно куда-то беспорядочно текут". Поэтому естествознание для него - не что иное как софистическая поэзия, а в философской традиции царит анархия. Человеческая жизнь тоже проявляется лишь в непостоянстве, недостоверности  и  постоянной угрозе со стороны смерти (основы позднейшего экзистенциализма).

Но скептическая позиция не ведет к унынию, а освобождает от искажений, воспитывая независимость мышления и чувство уверенности в себе. Тогда и собственный опыт оказывается наилучшим источником познания, а собственная душа - наиболее подходящим предметом исследования. Наблюдая ее глубины, человек обретает присущую ему природу и в то же время обнаруживает общую форму человеческой природы вообще.

"Любой человек несет в себе всю полноту форм человеческой природы". Понятая в стоическом смысле организующая природа становится мерой и води-тельницей для жизни, соответствующей обстоятельствам.

Итальянская философия   

Ренессансный платонизм, главным представителем которого был марсилио Фи-чино (1433 - 99), обращает сугубое внимание на предназначение человека как существа духовного.

Бессмертная душа человека есть средоточие и скрепа мира, связующее звено между сферами вещества и чисто божественного духа. Освободившись при помощи разума от всего плотского, она сможет вернуться к своему божественному первоистоку.

Ученик Фичино, Джовлнни Пико делла мирандола (1463 - 94) в своей "Речи о достоинстве человека" обосновывает свободу человека, связанную с его духовным предназначением.

Заканчивая творение мира, Бог раздал уже все качества, так что на долю человека не досталось ничего особенного. Поэтому он сказал человеку:

"Тебе не положены непреодолимые границы - тебе самому придется... определять свою природу, пользуясь своей свободной волей. Я поставил тебя в средоточие мира, дабы оттуда ты мог обозреть все, что в этом мире есть... Тебе вольно опуститься до низшего мира и стать наравне со скотом. Но тебе так же вольно подняться в высший мир божественного, решившись на это собственным духом".

Человек, ведомый своим духом, может созерцать все созданные Богом формы и самостоятельно творить собственную сущность. Он стоит в центре мира. Эта идея знаменательна благодаря выдвижению на передний план свободной субъективности] в то же время платонизму свойственна тенденция отодвигать на задний план как плотскую сторону человека, так и его общественные отношения в пользу созерцательного жизнеощущения. Виднейший представитель аристотелизма пьетро помпонацци (1462 - 1525) подчеркивает взаимозависимость души и тела. Душа человека, чтобы познавать, нуждается в помощи чувственных впечатлений - поэтому она немыслима без телесного элемента. Всякое знание основано на опыте, а потому познанию доступны лишь эмпирически постижимые связи в природе, но не кроющиеся за ними причины их бытия. Бессмертие души невозможно доказать доводами разума. Да это и несущественно для нравственности, поскольку к Добродетели следует стремиться не ради потустороннего воздаяния.

В натурфилософии бернардино телезио (1509 - 88) теплота и холод играют роль активного, а материя - пассивного начала природы. Все возникает из их взаимодействия. Природу человек познает благодаря присущей ему материальной душе. Всякое знание, понятия и суждения, в том числе в логике и математике, в конечном счете основаны на чувственном восприятии. Духовные же реальности человек

познает с помощью духовной души, которую вдохнул в него Бог.

Джордано Бруно (1548 - 1600) - творец всеобъемлющей метафизики. В числе мыслителей, оказавших на него влияние, неоплатоники николай кузанский и коперник. Построенная им картина мира стала причиной его конфликта с инквизицией, закончившегося осуждением и казнью мыслителя.

бруно принимает гелиоцентрическую картину мира Коперника, но отбрасывает свойственное ей представление о сфере неподвижных звезд как границе Вселенной, выдвигая идею бесконечности космоса. Последний состоит из бесчисленного множества различных миров, которые, может быть, обитаемы, как и Земля. Но в то время как отдельные миры изменчивы и преходящи, Вселенная в целом вечна и неподвижна, поскольку вне ее ничего нет - она сама и есть все бытие. Причина этого - то, что бесконечный Бог может творить только нечто бесконечное: "Мы достоверно знаем, что это пространство как следствие и порождение бесконечной причины и бесконечного начала должно быть бесконечным, и притом бесконечным образом". Во всеединстве божественной первопричины все бытие пребывает в свернутом виде (complicatio); все противоположности в нем совпадают. Множественность вещей мира - результат его развертывания (explicatio). Таким образом, божественное присутствует во всех формах природы. Бог - не вне мира, а в нем. В мире, развернутом до отдельных вещей, единство противоположностей, однако, утрачивается. Поскольку тем самым в них разделяются возможность и действительность, вещи не суть то, чем они могут быть, а потому несовершенны, изменчивы и преходящи.

Первопричиной, действующей в природе, является мировая душа. Порожденный ею ум - "внутренний художник", изнутри придающий материи форму, пока та не достигнет разнообразия природы.

Но форма не налагается на материю извне - материя содержит ее в себе и дает ей проявиться.

Материя и все элементы мира пронизаны духом и потому одушевлены. В своем позднем творчестве бруно развивает идею

монад, которые, будучи мельчайшими и простейшими единицами, содержат в себе сущности вещей и являются элементами природы.

По самой природе Вселенной человеческий дух стремится к познанию бесконечного. Бесконечность - это тот центр, вокруг которого он кружит, никогда не достигая его. Поэтому дух влеком вперед "героическим энтузиазмом", приводящим к росту сознания и к его постепенному уподоблению божественному началу.

Теории государства и права; Реформация

Основополагающей для теории государства является проблема государственной власти. жан воден (1530 - 96) определяет понятие суверенитета, характерного для государства: это абсолютная и долговечная, высшая (распорядительная) власть. Обладателем суверенного права (законодательство, ведение войн, распоряжение судами и финансами) является

абсолютный монарх, никому не подотчетный, за исключением божественных заповедей и естественного права. Возложенная на него власть не может быть у него отнята.

Правда, он обязан уважать свободы граждан и их собственность. Другую точку зрения представляет иоганн альтузий (1557-1638). Для него единственный обладатель суверенитета - народ, назначающий правителя исключительно с возможностью отзыва его полномочий; управлять он должен через правительство. Но поэтому у народа есть и право низложить правителя.

В сочинении "О праве войны и мира" гуго гроций (1583 - 1645) размышляет об общем понятии естественного права. Он различает позитивное, т.е. установленное и действующее в данное время право, и естественное право - вечное и нормативное. Позитивный закон может претендовать на вступление в силу только в том случае, если соответствует естественному праву.

"Естественное право есть заповедь разума, указывающая на то, что данный поступок - вследствие его соответствия или несоответствия самой разумной природе - или морально необходим, или же мерзок".

Основы естественного права - стадный инстинкт, свойственный людям, который побуждаем их объединяться в организованное общество, и разум, благодаря которому человек может познать, что соответствует, а что не соответствует природе человека (сотворенной Богом). Содержание естественного права может быть установлено, во-первых, исходя из очевидных принципов, связанных с природой человека, и, во-вторых, из сопоставления того, в чем сходны взгляды всех цивилизованных народов.

Своей книгой "II principe" ("Князь") Ник-коло Макиавелли (1469 - 1527) дает новое направление   политической   философии, разрывая привычную со времен античности взаимосвязь между политикой и этикой. Для него речь идет не о государстве, построенном на нравственном идеале, а об анализе того, что имеет место в реальности: "...ибо между жизнью, какова она есть, и  жизнью,   какой  она  быть должна, столь огромная пропасть, что тот, кто ориентирован на должное, а не на реальное, гораздо скорее погибнет, чем выживет. Человек, который всегда желает лишь добра, будет уничтожен, живя посреди такого множества людей, которые не добры".

В эпоху, сотрясаемую политическими кризисами и грозящую общим распадом, макиавелли стремился указать путь к прочно организованному государству, которое укрепило бы нравственное сознание граждан. Основой такого государства должна быть дельность и властная воля государя. Поэтому он описывает качества правителя, способного упорядочить государство и при этом удержаться у власти. Полем его деятельности становится предпринятое макиавелли разделение политики и морали.

В случае необходимости правитель должен быть готов творить и зло. В интересах сохранения власти полезно не быть, а казаться добрым, чтобы снискать доверие народа.

Образцовый государь для макиавелли - чезаре борджиа. Счастье и несчастье человека зависят от его личной силы (virtu) и стечения обстоятельств (fortuna). Поэтому государь должен уметь приспосабливаться к требованиям внешних обстоятельств и, кроме того, обладать личной силой, способной воздействовать на переменчивую судьбу.

Последовавший в силу ряда исторических причин переворот в образе мышления коснулся, наконец, - в виде Реформации - и христианской церкви, приведя ее к расколу. Настоятельная необходимость в обновлении ввиду внутрицерковных неурядиц реализовалась благодаря личному религиозному опыту Мартина Лютера (1483 - 1546).

лютер исходит из совершенной греховности и испорченности человеческой природы, в силу которых человек и не в состоянии усилием собственной воли или добрыми делами добиться оправдания перед Богом: этого он может достичь лишь благодаря милости Божьей (sola gratia) и вере в него (sola fide). Тем самым отвергается посредническая функция, на которую претендовала католическая церковь, - ведь

каждый человек в акте веры оказывается в непосредственном, основанном на личной ответственности отношении к Богу.

Единственным авторитетом признается Слово Божье и Писание (sola scriptura). Иерархическое строение церкви сменяется идеей общины и священства всех верующих.

Укорененность веры исключительно в глубинах собственной души ведет к тому, что человек живет в двух самостоятельных мирах - во внутреннем, духовном, и во внешнем, т.е. в обществе, организованном в государство.

В ходе ригористической обработки протестантизма жаном кальвином (1509 - 64), в результате которой профессиональный и экономический успех общины стал рассматриваться как признак богоизбранности, складывается типичная для капиталистического общества Нового времени трудовая этика.

Hosted by uCoz