РЕНЕСАНС
ОБЗОР
Ренессанс (франц. Возрождение)
- переходная эпоха: уходящая
традиция средневековья сталкивается в нем
с зачатками Нового времени. В эпоху
Ренессанса не строятся великие философские
системы - это время экспериментирующей,
пробующей разные возможности
переориентации. Новый философский склад
ума следует рассматривать на фоне культурно-исторических преобразований,
с точки зрения которых Ренессанс можно
называть также эпохой изобретений и
открытий. Усовершенствование техники
мореплавания (компас) привело к великим
географическим открытиям (Колумв, вас-ко да
гама), следствием которых стала европейская
экспансия и соответствующее расширение
знаний о дальних странах и чужих народах.
коперник создает гелиоцентрическую
картину мира. Изобретение гутенбергом книгопечатания
с наборными литерами позволяет в
невиданных количествах и с небывалой
скоростью распространять идеи по всему
миру. Л.Б. альберти открывает принцип перспективы в живописи. Развитие торговли и денежной
экономики, как и усовершенствование военной
техники, подорвавшее позиции рыцарства,
ведут к социальным преобразованиям.
Если миру
средневековья с его иерархией сословий и
господством церкви была свойственна
замкнутость, теперь происходит прорыв к
динамичному обществу.
Духовное
движение гуманизма, у
истоков которого стояли петрарка и
боккаччо, пылает отвращением к традиции
закосневшей схоластики. Средневековое
мышление кажется гуманистам увязшим в
теологическом и логическом крючкотворстве,
и потому они требуют возрождения
человека на почве античного
духа. Это движение, преимущественно
развивавшееся в сфере литературы,
зарождается в Италии XIV
в. и затем
распространяется по всей Европе. Его
философски значимые представители:
Ф.
петрарка, К. салутати, Л.Б. альберти, Л. балла
в Италии, эразм роттердамский в Нидерландах,
Т. мор в Англии и мишель монтень во Франции.
В центре гуманистических интересов стоит
человек и связанные с ним темы пpu-роды,
истории и языка.
Само
слово "гуманизм", которым названо все
это духовное течение, происходит из
латинского выражения studio hu-manitatis ("изучение
человеческой природы"), ориентированного
на античное понимание humanitas. При этом studia humanitatis предполагают прежде
всего всеобъемлющую духовную и
художественную образованность, как она
представлена в задающем образец
итальянском выражении иото
universale - всеобъемлющий
человек, степень образо-
ванности
которого есть одновременно и мера
морального совершенства. Для итальянской философии Ренессанса
особенно характерно новое открытие платона
и плотина, знания о которых принес в Италию
греческий ученый пле-тон, а интерес
поощрялся заново основанной во Флоренции
Козимо медичи платоновской Академией
(1459). Ведущие представители ренессансного
платонизма - марсилио Фичино и Пико делла Ми-рандола.
Благодаря
переводам и сочинениям Фичино знание
платона распространяется по всей Европе.
Философия Фичино тяготеет прежде всего к
неоплатоническому учению об эманации с его
выдвижением понятия прекрасного. В эту
эпоху обновляется и аристотелизм с центром
в Падуе.
К его
представителям принадлежат пьет-
РО
ПОМПОНАЦЦИ И
ДЖАКОПО ДЗАБЛРЕЛЛА.
Свой
расцвет переживает и натурфилософия.
Наряду с
джордано бруно наиболее универсальными
мыслителями эпохи следует назвать Б.
телезио, Ф. патрици и Т. кампланеллу.
Одно из
самых значительных достижений Ренессанса
состоит в разработке основ современного
естествознания
на базе
нового понимания науки и ее методов. Для И.
кеплера и Г. галилея наука занимается квантитативными,
т.е. прсд-ставимыми в численном виде
соотношениями, а традиционная постановка
вопроса о сущности отодвигается
в сторону.
Ф. Бэкон
считает, что прогресс цивилизации основан
на развитии науки и техники на службе
благоденствию человека. Центральную роль в
новых философских теориях
государства и права, представленных Ж.
боденом, Г. гроцием и И. Альту-зием, играют
понятия естественного права, договора с
правителями и суверенности. Занимая особую
позицию, Н. макиавелли указывает на
фактический разрыв между моралью и
политикой.
Реформация, начатая мартином лютером,
означала духовный переворот, затронувший
наконец и христианскую церковь.
Обмирщвленное поведение пап и их
чрезмерные претензии на власть,
недостаточное теологическое образование
низшего духовенства, разлад церковной
жизни и общий упадок нравов стали поводами
для требований обновления. Последствиями
Реформации были глубокие изменения в
духовно-религиозной сфере, в политической
карте Европы и в социально-экономической
структуре общества. Сильное влияние
Реформации сказывается и на основанном в
Швейцарии ульри-хом Цвингли и жаном
кальвином течении (учение о предопределении;
ригористическая трудовая этика).
Естествознание; Френсис Бэкон
Одно из
значительных достижений раннего периода
Нового времени - выработка нового понимания
науки, основанного на естественнонаучном
подходе к методам. Единственными
надежными опорами познания являются разум
и опыт.
"В
естественных науках, выводы которых
истинны и необходимы, 1000 де-мосфенов и 1000
аристотелей не смогут вопреки фактам
сделать истиной то, что ложно" (галилей).
Эмансипация
от традиционных авторитетов, в особенности
от натурфилософии аристотеля, и развитие количественно
ориентированных методов радикально
изменяют картину космоса и природы.
Николая
Коперника (1473 - 1543) можно считать
символической фигурой поворота,
совершенного новой эпохой. В своем основном
труде "De revolutionibus orbium coelestium" ("О вращении небесных
сфер") он выдвигает гелиоцентрическую
картину мира с Солнцем как центральным
светилом, вокруг которого движется Земля,
вместо господствовавшей со II в. н.э. пто-лемеевской
геоцентрической с Землей как неподвижным
средоточием Вселенной. Это был важный шаг,
знаменовавший собой прорыв от замкнутой
средневековой к открытой
динамической модели мира.
Иоганн
Кеплер (1571 - 1630)
развивает дальше метод квантитативного
познания природы.
Найденные
им на основе точных вычислений законы
движения планет внесли коррективы в
неверные предпосылки коперника, напр., в его
представление об орбитах планет (в силу
того, что он исходил из античного
представления о круге как идеальной фигуре).
Его крупное достижение - установление связи
между математическими и динамическими (физическими)
закономерностями в астрономии.
Галилео
Галилей (1564 - 1642) прославился открытием
законов движения и свободного падения тел,
а также своим выступлением в поддержку
учения Коперника. Для него
действительность существенно определена
числовыми соотношениями.
К объективному познанию приходит лишь
тот, кто умеет читать математические знаки
и понимать их законы.
"Книга
природы написана на языке математики, буквы
которого - треугольники, круги и другие
геометрические фигуры". В научном
познании на равных правах участвуют разум и
наблюдение. Для его метода характерны:
разложение
предмета наблюдения на простые элементы (анализ
явлений), построение гипотез, проверка на
основе эксперимента (в том числе мысленного),
дедуктивный вывод следствий,
математическая формулировка законов природы.
Главное в
понимании науки в Новое время - замена
понятия сущность понятием функция. Ориентация на числовое
представление предметов, описание их
закономерных взаимосвязей и отведение
определению сущности второстепенной роли
способствовали прогрессу естествознания.
Для
Френсиса Бэкона (1561 -
1626) целью науки является установление господства
над природой на благо общества. Знание
есть сила. Поэтому Бэкон видит свою задачу в
систематическом обосновании и изложении
всех наук.
Их
классификация соответствует разделению
человеческих способностей на:
- память (memoria): история;
- воображение (phantasia): поэзия;
- разум (ratio): философия.
Высочайшая из наук - prima philosophic (первая философия),
предмет которой - общие основы всех наук.
Чтобы
получить истинное представление о природе
вещей, человек должен прежде всего
избавиться от всех предрассудков,
препятствующих объективному познанию.
Познание есть реальное отражение природы,
свободное от фальсифицированных
представлений. Эти предрассудки Бэкон
называет идолами (призраками), 4 вида
которых он приводит в своем "Новом
Органоне" ("Novum Organum"):
- idola tribus: идолы рода. Они коренятся в человеческой природе, поскольку разум и чувства
постигают действительность только по
человеческим меркам. Разум - кривое зеркало,
склонное смешивать свою природу с природой
вещей, тем самым искажая их;
- idola specus: идолы пещеры. Они заключены в самом индивиде и возникают из его задатков,
воспитания, привычек, склонностей;
- idola /or/: идолы площади. Сам язык
приводит нас к заблуждениям, поскольку
придает вещам ложные значения. Слова
занимают место вещей. Поэтому рождаются
бесконечные словопрения об именах;
- idola theatri: идолы театра. Это заблуждения,
которые передаются догмами философских
школ путем применения неправильных
методов доказательства и необоснованного
построения теорий.
Правильным
же методом достижения истинного познания и
устранения призраков является индукция.
Этот методически-экспериментальный прием
начинается с собирания и сравнения
наблюдений, а затем в ходе последовательных
обобщений постигает всеобщие формы природы.
При этом индукция не исходит из случайных
моментов опыта, а планомерно работает с
приведенными в порядок восприятиями (таблицы)
и целенаправленными экспериментами.
Гуманизм
Основателем
гуманизма (см. с. 93) считают франческо
петрарку (1304 - 74). К новому открытию античной
философии и литературы у него ведет прежде
всего неприятие средневекового
закосневшего университетского образования.
Произведения классической античности он
считает образцовыми по содержанию и по
форме. Гуманизм носил преимущественно
литературный характер, отличаясь
преклонением перед античным красноречием.
Поэтому сфера языка (грамматика,
риторика, диалектика) становится главным
предметом гуманистического мышления,
воодушевленного к тому же усилиями
филологов по переизданию античных текстов.
В "Диалектических опровержениях" Ло-ренцо
баллы (1407-57) - исследовании, посвященном
понятию, предложению и логическим
умозаключениям, рассматривается, как
логика выводится из языка и получает от
него импульсы. С этим связана критика
схоластики: она вводит в заблуждение своими
абсурдными словообразованиями, которым не
соответствует никакая реальность. Отсюда
призыв вернуться к самим вещам и постичь,
как взаимодействуют слово и предмет. Но
главным предметом философии должен быть
человек, исторические и политические
условия его жизни, свободная реализация его
творческих сил.
Отсюда
выражение "гуманизм" как изучение
человеческой природы (studia
humanitatis).
Идеал
гуманистов - иото universale, стоящий над сословными
границами, всесторонне развитый человек,
исполняющий свое предназначение как
существо, способное учиться, расширять свои
знания.
С этим
связана и нравственная
позиция, ориентированная на идеал
античного человека: она проявляется в
добродетелях умеренности, справедливости,
эстетического мировосприятия, гармонии с
природой, причем в буржуазном обществе
особую роль играли и социальные
добродетели. Виднейший представитель
гуманизма в Северной Европе - Эразм
Роттердамский (1469 - 1536). Он пытался связать христианскую
философию с античным представлением о
человеке.
Главные
свойства жизни - многообразие и
противоречивость, поэтому нужна
человеческая мудрость, которая объединит
противоположности, ничего не исключая.
В области
же религии такая открытость, идущая рука об
руку с идеей гуманистически образованного,
космополитического христианства, требует
терпимое/пи. В своем сатирическом сочинении
"Похвала глупости" эразм убедительно
критикует коренные пороки людей и эпохи.
Благодаря
критико-филологической искушенности в
эразме растет сознание независимости
разума от любого авторитета.
Поэтому и
в вопросах веры каждый остается наедине со
своей совестью, и несет ответственность
лишь перед ней. Хотя многие его идеи несли
на себе печать Реформации, позже он
отстранился от нее, что особенно ярко
проявилось в споре с лютером но вопросу о свободе
воли, которую эразм энергично отстаивал.
Дружески относившийся к нему томас мор (1478 -
1535) известен главным образом благодаря
своей книге "Утопия", где изложен
проект идеального государства,
построенного на религиозной терпимости,
всеобщей эвдемонии и отмене частной
собственности.
Иное, чем
в итальянском Ренессансе, направление
гуманизм принял у наиболее значительного
представителя французского
гуманизма
Мишеля
Монтеня (1533-92). Он заложил его основы в своих
"Опытах", создав литературный жанр,
отмеченный свободной, субъективной формой.н
Девиз монтеня "Оие
sais-je"? ("А что
я знаю? ") характерен для его скептического
исходного пункта. Постоянно становящийся
мир расколот на множество фрагментов, и
разум остается в дураках, веря в то, что в
состоянии познать нечто неизменное, вечное:
"В
конечном счете, вообще нет никакого
неизменного бытия, ни в нас самих, ни в
природе вещей. И мы сами со своими
суждениями, и все смертные вещи непрестанно
куда-то беспорядочно текут". Поэтому
естествознание для него - не что иное как
софистическая поэзия, а в философской
традиции царит анархия. Человеческая жизнь
тоже проявляется лишь в непостоянстве,
недостоверности и постоянной
угрозе со стороны смерти (основы
позднейшего экзистенциализма).
Но
скептическая позиция не ведет к унынию, а
освобождает от искажений, воспитывая независимость мышления и чувство
уверенности в себе. Тогда и собственный опыт
оказывается наилучшим источником
познания, а собственная душа - наиболее
подходящим предметом исследования.
Наблюдая ее глубины, человек
обретает присущую ему природу и в то же
время обнаруживает общую форму
человеческой природы вообще.
"Любой
человек несет в себе всю полноту форм
человеческой природы". Понятая в
стоическом смысле организующая природа
становится мерой и води-тельницей для
жизни, соответствующей обстоятельствам.
Итальянская философия
Ренессансный
платонизм, главным представителем которого
был марсилио Фи-чино (1433 - 99), обращает
сугубое внимание на предназначение
человека как существа духовного.
Бессмертная
душа человека есть средоточие и скрепа мира,
связующее звено между сферами вещества и
чисто божественного духа. Освободившись
при помощи разума от всего плотского, она
сможет вернуться к своему божественному
первоистоку.
Ученик
Фичино, Джовлнни Пико делла мирандола (1463 -
94) в своей "Речи о достоинстве человека"
обосновывает свободу человека,
связанную с его духовным предназначением.
Заканчивая
творение мира, Бог раздал уже все качества,
так что на долю человека не досталось
ничего особенного. Поэтому он сказал
человеку:
"Тебе
не положены непреодолимые границы - тебе
самому придется... определять свою природу,
пользуясь своей свободной волей. Я поставил
тебя в средоточие мира, дабы оттуда ты мог
обозреть все, что в этом мире есть... Тебе
вольно опуститься до низшего мира и стать
наравне со скотом. Но тебе так же вольно
подняться в высший мир божественного,
решившись на это собственным духом".
Человек,
ведомый своим духом, может созерцать все
созданные Богом формы и самостоятельно
творить собственную сущность. Он стоит в
центре мира. Эта идея знаменательна
благодаря выдвижению на передний план
свободной субъективности]
в то же время платонизму свойственна
тенденция отодвигать на задний план как
плотскую сторону человека, так и его
общественные отношения в пользу
созерцательного жизнеощущения. Виднейший
представитель аристотелизма пьетро
помпонацци (1462 - 1525) подчеркивает
взаимозависимость души и тела. Душа
человека, чтобы познавать, нуждается в
помощи чувственных впечатлений - поэтому
она немыслима без телесного элемента.
Всякое знание основано на опыте, а потому
познанию доступны лишь эмпирически
постижимые связи в природе, но не кроющиеся
за ними причины их бытия. Бессмертие души
невозможно доказать доводами разума. Да это
и несущественно для нравственности,
поскольку к Добродетели следует стремиться
не ради потустороннего воздаяния.
В
натурфилософии бернардино телезио (1509 - 88)
теплота и холод играют роль активного, а
материя - пассивного начала природы. Все
возникает из их взаимодействия. Природу
человек познает благодаря присущей ему
материальной душе. Всякое знание, понятия и
суждения, в том числе в логике и математике,
в конечном счете основаны на чувственном
восприятии. Духовные же реальности человек
познает с
помощью духовной души, которую вдохнул в
него Бог.
Джордано
Бруно (1548 - 1600) - творец всеобъемлющей
метафизики. В числе мыслителей, оказавших
на него влияние, неоплатоники николай
кузанский и коперник. Построенная им
картина мира стала причиной его конфликта с
инквизицией, закончившегося осуждением и
казнью мыслителя.
бруно
принимает гелиоцентрическую картину мира
Коперника, но отбрасывает свойственное ей
представление о сфере неподвижных звезд
как границе Вселенной, выдвигая идею бесконечности
космоса. Последний состоит из
бесчисленного множества различных миров,
которые, может быть, обитаемы, как и Земля.
Но в то время как отдельные миры изменчивы и
преходящи, Вселенная в целом вечна и
неподвижна, поскольку вне ее ничего нет -
она сама и есть все бытие. Причина этого - то,
что бесконечный Бог может
творить только нечто бесконечное: "Мы
достоверно знаем, что это пространство как
следствие и порождение бесконечной причины
и бесконечного начала должно быть
бесконечным, и притом бесконечным образом".
Во всеединстве божественной
первопричины все бытие пребывает в свернутом
виде (complicatio); все
противоположности в нем совпадают.
Множественность вещей мира - результат его развертывания (explicatio). Таким образом, божественное
присутствует во всех формах природы. Бог -
не вне мира, а в нем. В
мире, развернутом до отдельных вещей,
единство противоположностей, однако,
утрачивается. Поскольку тем самым в них
разделяются возможность и
действительность, вещи не суть то, чем они
могут быть, а потому несовершенны,
изменчивы и преходящи.
Первопричиной,
действующей в природе, является мировая
душа. Порожденный ею ум - "внутренний
художник", изнутри придающий материи
форму, пока та не достигнет разнообразия
природы.
Но форма не налагается на материю извне
- материя содержит ее в себе и дает ей
проявиться.
Материя и
все элементы мира пронизаны духом и потому
одушевлены. В своем позднем творчестве
бруно развивает идею
монад,
которые, будучи мельчайшими и простейшими
единицами, содержат в себе сущности вещей и
являются элементами природы.
По самой
природе Вселенной человеческий дух
стремится к познанию бесконечного.
Бесконечность - это тот центр, вокруг
которого он кружит, никогда не достигая его.
Поэтому дух влеком вперед "героическим
энтузиазмом", приводящим к росту
сознания и к его постепенному уподоблению
божественному началу.
Теории государства и права; Реформация
Основополагающей
для теории государства является проблема государственной
власти. жан воден (1530 - 96) определяет
понятие суверенитета, характерного для
государства: это абсолютная и долговечная,
высшая (распорядительная) власть.
Обладателем суверенного права (законодательство,
ведение войн, распоряжение судами и
финансами) является
абсолютный
монарх, никому не подотчетный, за
исключением божественных заповедей и
естественного права. Возложенная на него
власть не может быть у него отнята.
Правда, он
обязан уважать свободы граждан и их
собственность. Другую точку зрения
представляет иоганн альтузий (1557-1638). Для
него единственный обладатель суверенитета
- народ, назначающий
правителя исключительно с возможностью
отзыва его полномочий; управлять он должен
через правительство. Но поэтому у народа
есть и право низложить правителя.
В
сочинении "О праве войны и мира" гуго
гроций (1583 - 1645) размышляет об общем понятии естественного
права. Он различает позитивное,
т.е. установленное и действующее в данное
время право, и естественное право - вечное и
нормативное. Позитивный закон может
претендовать на вступление в силу только в
том случае, если соответствует
естественному праву.
"Естественное
право есть заповедь разума, указывающая на
то, что данный поступок - вследствие его
соответствия или несоответствия самой
разумной природе - или морально необходим,
или же мерзок".
Основы
естественного права - стадный
инстинкт, свойственный людям, который
побуждаем их объединяться в организованное
общество, и разум, благодаря которому
человек может познать, что соответствует, а
что не соответствует природе человека (сотворенной
Богом). Содержание естественного права
может быть установлено, во-первых, исходя из
очевидных принципов, связанных с природой
человека, и, во-вторых, из сопоставления
того, в чем сходны взгляды всех
цивилизованных народов.
Своей
книгой "II principe" ("Князь") Ник-коло
Макиавелли (1469 - 1527) дает новое
направление политической
философии, разрывая привычную со времен
античности взаимосвязь между политикой и
этикой. Для него речь идет не о государстве,
построенном на нравственном идеале, а об
анализе того, что имеет место в реальности:
"...ибо между жизнью, какова она есть, и
жизнью, какой
она быть должна,
столь огромная пропасть, что тот, кто
ориентирован на должное, а не на реальное,
гораздо скорее погибнет, чем выживет.
Человек, который всегда желает лишь добра,
будет уничтожен, живя посреди такого
множества людей, которые не добры".
В эпоху,
сотрясаемую политическими кризисами и
грозящую общим распадом, макиавелли
стремился указать путь к прочно
организованному государству, которое
укрепило бы нравственное сознание граждан.
Основой такого государства должна быть
дельность и властная воля
государя. Поэтому он описывает качества
правителя, способного упорядочить
государство и при этом удержаться у власти.
Полем его деятельности становится
предпринятое макиавелли разделение
политики и морали.
В случае
необходимости правитель должен быть готов
творить и зло. В интересах сохранения
власти полезно не быть, а казаться добрым,
чтобы снискать доверие народа.
Образцовый
государь для макиавелли - чезаре борджиа.
Счастье и несчастье человека зависят от его
личной силы (virtu) и стечения обстоятельств (fortuna). Поэтому государь должен уметь
приспосабливаться к требованиям внешних
обстоятельств и, кроме того, обладать
личной силой, способной воздействовать на
переменчивую судьбу.
Последовавший
в силу ряда исторических причин переворот в
образе мышления коснулся, наконец, - в виде Реформации
- и христианской церкви, приведя ее к
расколу. Настоятельная необходимость в
обновлении ввиду внутрицерковных неурядиц
реализовалась благодаря личному
религиозному опыту Мартина
Лютера (1483 - 1546).
лютер
исходит из совершенной греховности и
испорченности человеческой природы, в силу
которых человек и не в состоянии усилием
собственной воли или добрыми делами
добиться оправдания перед Богом: этого он
может достичь лишь благодаря милости
Божьей (sola gratia) и вере в него (sola
fide). Тем самым
отвергается посредническая функция, на
которую претендовала католическая церковь,
- ведь
каждый
человек в акте веры оказывается в
непосредственном, основанном на личной
ответственности отношении к Богу.
Единственным
авторитетом признается Слово Божье и Писание
(sola
scriptura). Иерархическое
строение церкви сменяется идеей общины и
священства всех верующих.
Укорененность
веры исключительно в глубинах
собственной души ведет к тому, что
человек живет в двух самостоятельных мирах
- во внутреннем, духовном, и во внешнем, т.е. в
обществе, организованном в государство.
В ходе
ригористической обработки протестантизма
жаном кальвином (1509 - 64), в результате
которой профессиональный и экономический
успех общины стал рассматриваться как
признак богоизбранности, складывается
типичная для капиталистического общества
Нового времени трудовая
этика.