ВВЕДЕНИЕ
Слово философия, греческое по своему
происхождению, означает не что иное как любовь
к мудрости; в соответствии с этим философ
- друг мудрости (греч.
philos - друг, sophia -
мудрость), которому свойственно стремление
ко всем формам познания.
Уже
Платон и Аристотель задавались вопросом о
присущем людям побуждении, которое можно
считать началом
философии, и усматривали его в удивлении.
"Ибо удивление и прежде, и теперь
побуждало людей к философствованию... Но тот,
кто спрашивает и удивляется, ощущает свое
невежество... И вот, чтобы избавиться от
невежества, они начали философствовать..."
(аристотель).
Человек не просто принимает чувственно
постижимый мир таким, каков он есть, но
удивляется и задается вопросом о его
причине: "Почему вообще что-то есть? Что
стоит за всеми явлениями? Почему мы живем в
мире?"
Как
только будничное, непосредственно данное, в
результате такого вопрошания,
свойственного людям во все времена,
оказывается сомнительным, становится ясно,
что, как ни накапливай отдельные знания, а
суть и смысл целого остаются непознанными.
К побудительным причинам, заставляющим
людей заниматься философией, относится
также сомнение. Источники нашего познания
столь же подвержены его критике, как и
значимость традиционных ценностей и
социальных норм. Начало философии
усматривали и в том, что человек постоянно
осознает факт своей смертности.
Постоянно
грозящий человеку конец жизни препятствует
беспроблемности существования, вынуждает
его размышлять о себе самом и решать, что в
жизни главное.
Страдание и смерть - пограничные
переживания, преодолевающие
поверхностное чувство защищенности и
порождающие вопрос о конечном смысле жизни.
Биологической природе человека
свойственно ограничение его природных
инстинктов. Отсюда - необходимость заменять
врожденные формы поведения диктуемыми
разумом, а также, с другой стороны, и свобода самоопределения.
Существо, поставленное в такие условия,
нуждается в постоянной рефлексии разума
над основами своего бытия и поведения. 'Человек
- это существо, всегда желающее большего,
чем может достичь, и всегда способное на
большее, чем полагается" (В. Виклер).
Философские
вопросы затрагивают любого человека.
Философствование - это естественная
потребность, характеризующая сознательно-ответственное
человеческое бытие. Поэтому любая
философия есть просвещение
в том смысле, который придает ему кант в
своем знаменитом определении:
"Просвещение
- это выход человека из состояния своей
незрелости, в котором он находится по
собственной вине. Незрелость - это
неспособность обходиться собственным
разумом без руководства со стороны других".
Невозможно одним однозначным понятием
охватить сущность философии, поскольку она
определяет себя сама, всякий раз заново
реализуясь в мышлении. Поэтому приведем ряд
попыток описания ее сущности:
"У
истоков философии стоит человек,
стремящийся ориентироваться в загадках
своего внутреннего и внешнего мира, ...
старающийся извлечь из калейдоскопа
частностей устойчивый контур общего и
всеобщего" (А. Леппле). Философию можно
определить как "методическую и упорную
попытку привнести разум в мир" (М.
Хоркхаймер). "В современном языке под
философией понимают научное исследование
всеобщих вопросов познания и жизни"
(В.
ВИНДЕЛЬБАНД).
"Философия
- это не специальность; философ - это не
готовый идеал, в соответствии с которым
можно формировать себя, чтобы его достичь;
быть философом - это значит стремиться к
самостановлению, созидающему для себя в
широких пределах философствования
пространство, возможности и средства
выражения" (К. Ясперс). Основными
проблемами философии Платон называет:
Истину -
Благо - Красоту. В них отражается устройство
любого бытия.
В Новое
время кант сформулировал эти проблемы так:
- что я могу знать? (метафизика);
- что я должен делать? (этика);
- на что я смею надеяться? (религия);
- что есть человек? (антропология).
При этом последняя проблема, по сути
дела, включает в себя и все другие.
В отличие
от частных наук
философия имеет своим предметом не тот или
иной ограниченный фрагмент
действительности (биология - жизнь, химия -
состав материальных тел), а
Процесс философствования, в ходе
которого человек приобретает ясное
представление о себе самом и своем мире,
нескончаем и потому всякий раз выступает
новой задачей для любой эпохи.