ВВЕДЕНИЕ

Слово философия, греческое по своему происхождению, означает не что иное как любовь к мудрости; в соответствии с этим философ - друг мудрости (греч. philos - друг, sophia - мудрость), которому свойственно стремление ко всем формам познания.
Уже Платон и Аристотель задавались вопросом о присущем людям побуждении, которое можно считать началом философии, и усматривали его в удивлении.
"Ибо удивление и прежде, и теперь побуждало людей к философствованию... Но тот, кто спрашивает и удивляется, ощущает свое невежество... И вот, чтобы избавиться от невежества, они начали философствовать..." (аристотель).
Человек не просто принимает чувственно постижимый мир таким, каков он есть, но удивляется и задается вопросом о его причине: "Почему вообще что-то есть? Что стоит за всеми явлениями? Почему мы живем в мире?"

Как только будничное, непосредственно данное, в результате такого вопрошания, свойственного людям во все времена, оказывается сомнительным, становится ясно, что, как ни накапливай отдельные знания, а суть и смысл целого остаются непознанными. К побудительным причинам, заставляющим людей заниматься философией, относится также сомнение. Источники нашего познания столь же подвержены его критике, как и значимость традиционных ценностей и социальных норм. Начало философии усматривали и в том, что человек постоянно осознает факт своей смертности.
Постоянно грозящий человеку конец жизни препятствует беспроблемности существования, вынуждает его размышлять о себе самом и решать, что в жизни главное.
Страдание и смерть - пограничные переживания, преодолевающие поверхностное чувство защищенности и порождающие вопрос о конечном смысле жизни. Биологической природе человека свойственно ограничение его природных инстинктов. Отсюда - необходимость заменять врожденные формы поведения диктуемыми разумом, а также, с другой стороны,
и свобода самоопределения. Существо, поставленное в такие условия, нуждается в постоянной рефлексии разума над основами своего бытия и поведения. 'Человек - это существо, всегда желающее большего, чем может достичь, и всегда способное на большее, чем полагается" (В. Виклер).
Философские вопросы затрагивают любого человека. Философствование - это естественная потребность, характеризующая сознательно-ответственное человеческое бытие. Поэтому любая философия есть просвещение в том смысле, который придает ему кант в своем знаменитом определении:
"Просвещение - это выход человека из состояния своей незрелости, в котором он находится по собственной вине. Незрелость - это неспособность обходиться собственным разумом без руководства со стороны других". Невозможно одним однозначным понятием охватить сущность философии, поскольку она определяет себя сама, всякий раз заново реализуясь в мышлении. Поэтому приведем ряд попыток описания ее сущности:
"У истоков философии стоит человек, стремящийся ориентироваться в загадках своего внутреннего и внешнего мира, ... старающийся извлечь из калейдоскопа частностей устойчивый контур общего и всеобщего" (А. Леппле). Философию можно определить как "методическую и упорную попытку привнести разум в мир" (М. Хоркхаймер). "В современном языке под философией понимают научное исследование всеобщих вопросов познания и жизни"
(В. ВИНДЕЛЬБАНД).
"Философия - это не специальность; философ - это не готовый идеал, в соответствии с которым можно формировать себя, чтобы его достичь; быть философом - это значит стремиться к самостановлению, созидающему для себя в широких пределах философствования пространство, возможности и средства выражения" (К. Ясперс). Основными проблемами философии Платон называет:
Истину - Благо - Красоту. В них отражается устройство любого бытия.
В Новое время кант сформулировал эти проблемы так:
-  что я могу знать? (метафизика);
-  что я должен делать? (этика);
-  на что я смею надеяться? (религия);
-  что есть человек? (антропология).
 При этом последняя проблема, по сути дела, включает в себя и все другие.

В отличие от частных наук философия имеет своим предметом не тот или иной ограниченный фрагмент действительности (биология - жизнь, химия - состав материальных тел), а сущее в целом - с целью обнаружить его сущность и структуру и тем самым наделить человека смыслом и ценностями его существования. Если частные науки исходят из особенных предпосылок, за пределы которых они не в состоянии выйти, то философия стремится к максимальной беспредпосылочности. Ее метод и предмет не заданы жестко - она всякий раз заново определяет их сама.
Процесс философствования, в ходе которого человек приобретает ясное представление о себе самом и своем мире, нескончаем и потому всякий раз выступает новой задачей для любой эпохи.

Hosted by uCoz